«Коммуны накормят крестьянина, создадут благополучие в его жизни…»
к 100-летнему юбилею колхоза «Творчество»
В 2017 году страна тихо отпраздновала 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Однако не менее важен и интересен в истории России 1918 год, когда шла борьба за становление советской власти. Ведь взять власть проще, чем удержать. Внутри — Гражданская война с голодом и разрухой. Снаружи — неоконченная мировая война и интервенция.
Сразу после прихода к власти партия большевиков начала проведение целой цепочки реформ в стране. Это и ряд декретов, лишавших граждан России права собственности, и декрет Совета народных комиссаров о формировании рабоче-крестьянской Красной Армии на добровольных началах, декреты о введении западноевропейского календаря и об отделении православной церкви от государства….
Борьба только начиналась. Изменения происходили не только в городе, но и в деревне. Менялся её облик и уклад жизни основной массы крестьян. Сразу после Октябрьского переворота (26 октября 1917 года) II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о земле, который объявлял конфискацию помещичьей земли в пользу местных Советов крестьянских депутатов, а те, в свою очередь, должны были распределить её между крестьянами. Декрет о земле предоставлял жителям деревни право свободного выбора форм землепользования, давал преимущество при создании ими сельскохозяйственных коммун и товариществ. Сельскохозяйственная коммуна — одна из форм сельскохозяйственного производственного кооператива в первые годы советской власти, в которых обобществлялись все средства производства, распределение было уравнительное — по едокам. Коммуны создавались с конца 1917 года бедняками, батраками и рабочими главным образом на бывших помещичьих землях. Советская власть предоставляла им хозяйственные постройки, инвентарь, скот. В конце 20-х — начале 30-х годов коммуны были преобразованы в колхозы.
Одними из первых трудовых сельскохозяйственных общин, созданных в Ярославской губернии, были коммуны «Творчество» и «Возрождение» Панфиловской волости Рыбинского уезда. В коммуну «Творчество», организованную 21 января 1918 года, первоначально входило всего девять хозяйств, состоявших, в основном, из бывших батраков, отходников и малоземельных крестьян. Первыми членами и идейными организаторами её были: хлебороб с высшим образованием, имеющий большой опыт ведения крупного культурного хозяйства, Роман Адамович Ромман, опытный хлебороб, по специальности столяр-плотник, Василий Дмитриевич Гусев, а также другие хлеборобы: Гусев Николай Денисович (портной-закройщик и топограф), Гусев Михаил Дмитриевич (кроликовод), Николай Романович Ромман (учитель), Леонид Романович Ромман (техник-строитель), Юлий Романович Ромман (техник-механик) и другие. Следует отметить, что среди коммунаров были весьма неординарные, творческие личности. Например, Юлий Романович Ромман, в 1926 году выбывший из сельхозартели «Творчество», впоследствии имел семь авторских свидетельств на изобретения, выданных комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. В 1947 году за восстановление заводов чёрной металлургии Юга был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1960 году Главным комитетом ВДНХ за изобретение — Большой серебряной медалью. Вероятно, именно поэтому среди членов коммуны велась такая активная работа по ликвидации неграмотности. В декабре 1922 года на общем собрании они единогласно приняли постановление обязать всех неграмотных обучаться в свободные вечера, для чего пригласили преподавателя.
В Уставе коммуны «Творчество», утверждённом 29 ноября 1918 года на заседании коллегии Рыбинского уездного земельного отдела, были чётко прописаны её цели, состав и взаимоотношения отдельных членов созданной общины, а также технические стороны организации и отношение коммуны к обществу.
Основными целями коммуны считалось: «реальное строительство жизни на коммунистических трудовых началах; обработка земли с целью разрешения кризиса безработицы и помощь беднейшему населению страны; пропаганда и пример преимуществ коммунистического хозяйства, как единственного способа строительства новой жизни; помощь окружающему населению устройством образцового полевого хозяйства, огородов, садов, кузниц, столярных, слесарных и других мастерских, организация школ, курсов, лекций, чтений, библиотеки и тому подобное; решительная борьба с кулачеством и мародёрством…»
В коммуну могли приниматься «граждане и гражданки всякого возраста и профессий, сочувствующие организации труда на коммунистических началах». Однако члены коммуны, «предающиеся разврату, пьянству, лености, злохарактерные, стремящиеся к единоличной наживе и расхищению коммунального хозяйства», могли быть изгнаны из неё, как вредные элементы. Всё, что имелось в коммуне, принадлежало всем. Все были обязаны работать по своим способностям без всяких уклонений, а получать — по потребностям. Как мужчины, так и женщины, могли пользоваться одинаковыми правами. Ни у кого не могло быть никаких привилегий и преимуществ перед другими. Все слабые члены коммуны — престарелые, больные и малолетние — имели право на поддержку, а несовершеннолетние — право на воспитание и обучение…. В целом коммуна не признавала брачных союзов, так как «брак в настоящем его виде есть рабство супружеской жизни». Признавался союз по обоюдному согласию с соблюдением какого-либо обряда, «до которого коммунарам не было никакого дела». На круглой печати коммуны «Творчество» стояла надпись: «Жизнь в счастье, счастье в творчестве». То есть форма жизни в коммуне должна была строиться на основе доброй воли и готовности к труду.
Вновь созданная сельскохозяйственная коммуна располагалась на территории бывшей усадьбы помещика Ратькова-Рожнова. 23 декабря 1918 года коллегия Рыбинского уездного земельного отдела предоставила «Творчеству» право пользоваться всеми постройками имения Тихвинское, как жилыми, так и подсобными, кроме трёхэтажного дома. Также ей была передана часть домашней обстановки, столовая и кухонная посуда, а для ведения всех форм сельского хозяйства — земли 115 десятин, из которой: пашни — 105 десятин, под огородом, парком, усадьбой — 10 десятин. Земля находилась «в полном запустении». Не было ни семян, ни удобрений, ни живого, ни мёртвого инвентаря. Государство оказало «Творчеству» большую помощь, передав в её пользование три плуга, борону, зернодробилку, четырёх лошадей и одну корову. В октябре 1919 года отделение обобществления сельского хозяйства Рыбинского уездного отдела ходатайствовала об отпуске коммуне керосину и спичек для освещения культурно-просветительного клуба, читальни, кузнечной, слесарной, столярной и портновской мастерских, а также соды очищенной для стирки белья в общественной прачечной.
Хороший урожай уже в первом году стал привлекать внимание крестьянских хозяйств, постепенно вступавших в коммуну. В 1919 году в «Творчестве» насчитывалось 29 хозяйств, в 1920 году — 36. Председателем правления созданной трудовой коммуны был избран Л.Ромман, его заместителем К.Костин. Осенью 1919 года состоялось её первое обследование представителями органов власти. «Если в дальнейшем так будет вестись хозяйство коммуны, — было записано в акте обследования от 8 сентября 1919 года, — то она может служить хорошим примером обработки земли и ведения хозяйства не только для других коммун, а даже для всего крестьянства, везде виден порядок." Однако в делах коммуны выявилось немало ошибок, просчётов, негативных явлений. Хозяйство оказалось нерентабельным. Потреблялось практически всё, что сообща выращивали. Невысока была и дисциплина некоторых членов коммуны. Трудно быть первыми, начиная новое дело, и коммуна распалась.
Из воспоминаний Алексея Андреевича Мозжухина, с 1930 года возглавлявшего колхоз «Творчество»: «Коммунары имели очень смутное организационное представление о порядке существования коммуны, которая была незакрытым учреждением. В неё любой мог вступить, а также, при необходимости, выйти. И получалось, что в коммуне можно было пожить за счет чужого труда, не работая. Ведь в неё вступала не только честная многосемейная беднота, но и рвачи — нездоровые элементы. Они очень скоро разложили коммуну, так как отлынивали от работы, ничего не создавали, жили за счёт продажи имущества после помещика. В частности, от кирпича, которого имелось в достаточном количестве. А также за счёт получаемых кредитов от государства. Но и кирпича, и кредитов хватило ненадолго. Руководители коммуны — идеалисты, не руководствовались принципом: от каждого — по способностям, каждому — по вложенному труду. Они руководствовались только фактом выхода коммунара на работу, а в поле тот трудился или летом в овраге храпака давал, много наработал или мало — не проверялось и учета не велось. Надеялись на честность и совесть, раз пользуешься в коммуне всем, что есть. Кроме того, многодетные семьи, вступившие в коммуну, получали по количеству едоков, хотя работал из них, порою, только один человек. Это не нравилось малосемейным и одиночкам. Не будем, говорили, кормить чужие семьи. И шёл в коммуне разброд. Ещё в коммуне у идеалистов каждый коммунар имел право пригласить к себе в гости родственников, которые могли жить у него три дня и питаться в общественной столовой. Времена были тогда тяжелые, а гости всё приезжали и уезжали. Поживут за счёт коммуны и уедут, так как через три дня надо было выходить на работу, а это не входило в их планы и интересы. Смотришь, через неделю этот же гость опять пришёл к коммунару на три дня…. Запутались с такими порядками руководители коммуны, и ушла из неё часть идейных организаторов хозяйства».
На месте коммуны в 1924 году организовалась сельскохозяйственная артель «Творчество». В работе сельхозартели также имелись свои трудности и недостатки. К примеру, труд учитывался по часам, а распределение дохода, по-прежнему, как и раньше, по едокам. Позднее оплату стали производить по трудодням. Несмотря на это, колхоз «Творчество» имел большое влияние на деревенскую бедноту. Не зря местные кулаки и подкулачники всячески наносили вред колхозу, хотели его уничтожить. Однако он рос и с годами только укреплялся. В апреле 1935 года колхоз «Творчество» объединил все крестьянские хозяйства Краснинского сельсовета Рыбинского района. В нём насчитывалось 165 крестьянских дворов, 1871 гектар земли, 250 голов крупного рогатого скота, около 100 лошадей.
Через призму прошедших лет можно переоценивать отношение к минувшему, но историю своей страны нужно знать, какой бы она ни была.
Ваганова Е.И.
/ 05 февраля 2018 г.